15 февраля 2008 года проходил VIII съезд Всероссийского союза страховщиков. Анализ развития страхового рынка и итогов работы, проделанной ВСС за 2-х летний период, представил Президент ВСС, Депутат Государственной Думы А.П.Коваль
В своем выступлении я попытаюсь осветить проблемные вопросы развития страхового рынка: текущие и перспективные. Прежде всего, о количественных показателях развития страхового рынка. Они представлены в таблице 1. Общий объем страховых премий увеличился с 300,4 млрд. рублей в 2002г., до 611 млрд. рублей в 2006 и 763,6 млрд. рублей в 2007 году.
Таблица 1. Основные показатели страховой отрасли России, млрд. руб.
Показатели |
2007
|
2006
|
2005
|
Страховые поступления по всем видам
|
763,6
|
610
|
491
|
Темп роста, в %
|
25,1%
|
25.8%
|
4%
|
Страховые выплаты
|
473,8
|
353
|
274
|
Темп роста, в %
|
34.2%
|
28.9%
|
27.9%
|
Количество страховых компаний, внесенных в госреестр
|
857 (на 1.01.2008)
|
918
|
1075
|
Совокупный уставный капитал
|
171 ,1
|
155,4
|
128
|
Доля добровольных видов страхования, в % от всего объема взносов
|
52,7
|
56,0
|
59,3
|
Доля ОСАГО, в %
|
9,6
|
10.9
|
10,0
|
|
Мы видим, во-первых, вполне обнадеживающую тенденцию к ускорению роста добровольных видов страхования, а во-вторых, опережающий рост страхования жизни, и в этом случае мы говорим именно о классическом, то есть долгосрочном накопительном страховании жизни. После отрицательных показателей роста в 2004 и 2005 гг., обусловленного сворачиванием схемного страхования жизни, добровольные виды показали рост в 16% за 2006 г. и 19,3% за 2007 г, причем этот рост происходил равномерно в течение отчетного периода, то есть мы имеем дело с устойчивой тенденцией. При этом страхование жизни возросло на 41,1% за 2007 г.
Процесс консолидации рынка продолжается: на начало 2006 года действовал 1021 страховщик, на начало 2007г. – 903, а по итогам 2007 г. только 800 страховых компаний представили в ФССН данные о своей деятельности (из 857 состоящих в реестре).
Стоит вспомнить, что 5 лет тому назад, в 2003 году, страховой рынок представляли 1400 страховщиков.
Если на начало 2006 г. на одну страховую компанию приходилось 455 млн. руб. премии, то в 2007 г. – 891 млн., рост на 96%, который далеко перекрывает накопленную за этот период инфляцию (около 20%).
Таблица 2. Концентрация страхового бизнеса (средний размер премии, приходящийся на одну страховую организацию из общего числа зарегистрированных, млн. руб.)
Отчетный период |
Страховые взносы, приходящиеся в среднем на одну компанию
|
Изменение к предыдущему году (%)
|
Уровень годовой инфляции
|
2007 г.
|
891,0
|
+35,8 %
|
12 %
|
2006 г .
|
656,0
|
+43%
|
9%
|
2005 г.
|
455, 8
|
+23,7%
|
10,9%
|
2004 г.
|
368,4
|
+12,4%
|
11,1%
|
2003 г.
|
309,5
|
+3%
|
12%
|
|
Процесс консолидации идет и по линии формирования страховых групп, и для каждой из них характерен свой уровень интеграции страхового бизнеса.
По итогам 2007 г. 5 страховых компаний составят «клуб миллиардеров» (ежегодный сбор страховой премии превысит 1 млрд. долл.).
Оценивая уровень консолидации и концентрации страхового бизнеса, нужно учитывать также разделение бизнеса, создание дочерних структур по страхованию жизни, что увеличило и численность страховых организаций, остающихся на рынке. На 1.1.2008 г. 120 компаний занимались страхованием жизни, однако 85% поступлений по этому виду приходится на 15 компаний. Для страхования жизни требуется большая капиталоемкость, по этой причине и уровень концентрации в этом бизнесе выше.
Страховые компании выступают как крупнейшие налогоплательщики. Оплаченные ими налоги достигают размера 300 млн. руб.
Ожидаемый рост страховой отрасли в 2008 -2010 гг. - не менее чем на 20% в год, с учетом инфляции, то есть примерно в три раза выше, чем рост экономики в целом. Таким образом, в 2010 г. ежегодные поступления могут составить 1300 млрд. рублей или 53,5 млрд. долларов, при некотором росте коэффициента убыточности. Однако параллельно введение новых информационных технологий должно позволить страховщикам сокращать расходы на ведение дела. Реально достигнутые показатели могут отклоняться от средних в ту или другую сторону. Но факторы, неблагоприятные для экономики в целом, могут оказывать стимулирующее воздействие и на развитие страхования.
Консолидируется не только страховой рынок, но и страховое сообщество под флагом ВСС.
Таблица 3. Доля страховых компаний–членов ВСС в общей численности действующих компаний и совокупном сборе премии (по всем видам, кроме ОМС)
Год |
Всего действующих страховых организаций
|
Из них членов ВСС
|
Доля СК – членов ВСС в общем числе компаний (в %)
|
Доля членов ВСС в совокупных страховых поступлениях
|
2007
|
800
|
208
|
26,0%
|
87%
|
2006
|
903
|
185
|
20,4%
|
78%
|
2005
|
1011
|
216
|
21.3%
|
75%
|
|
Примечание: данные на конец 2007 года по страховым компаниям, представляющие отчетность в ФССН и фактически проводящим операции на рынке.
На 15.02.2008г. в состав ВСС входят 208 компаний и 10 союзов и ассоциаций, в том числе 30 компаний из Топ -30 и 76 компаний из Топ -100. На долю членов ВСС приходится порядка 87% всей страховой премии и 24 % всех участников рынка, в то время как два года назад 185 членов ВСС составляли 17.4% от всех участников рынка .
ВСС растет и развивается не путем слияний и поглощений, а путем установления партнерских и союзнических отношений с теми, кто разделяет наши цели и задачи.
Ради справедливости стоит отметить, что результатами наших достижений, пользуются и все остальные страховщики, не члены Союза.
Коллективными членами ВСС являются:
-
Российский союз автостраховщиков (РСА)
-
Межрегиональный союз медицинских страховщиков (МСМС)
-
Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса (АСТЭК)
-
Национальная Страховая Гильдия
-
Ассоциация страховщиков "Страховая группа "КапиталЪ"
-
Союз страховщиков «Белый соболь»
-
Союз Страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада
-
Сибирская межрегиональная ассоциация страховщиков
-
Союз страховщиков Татарстана
-
Урало-Сибирское соглашение.
На сегодняшний день в реестре числится 79 страховых союзов, ассоциаций, созданных по территориальному, региональному, межрегиональному и профессиональному признаку. Именно числятся, поскольку реально работают не более 15.
Растет совокупный уставный капитал страховщиков, увеличиваются активы, их размер на начало 2007 г. составил 675 млрд. рублей, что является весьма значительным инвестиционным ресурсом. Безусловно, можно констатировать, что российский страховой рынок динамично развивается, но его успехи, а значит и страховая защита наших граждан и субъектов хозяйственной деятельности, могли быть гораздо более весомыми, если бы…
И вот на этом «если бы», то есть на анализе не решенных и не решаемых вопросов я хотел бы остановиться, с тем, чтобы понять, как их решать и в каком направлении нужно дальше двигаться нам всем: страховому сообществу и государству, регулятору рынка и надзору.
По нашему глубокому убеждению, отношения страховщиков и государства должны развиваться на базе принципов взаимной ответственности, партнерства и конструктивного взаимодействия. В этом русле они, собственно говоря, и развиваются. Каждая сторона при этом делает свою часть работы. Общая же цель – повышение эффективности регулирования и саморегулирования на страховом рынке, понятные и четкие правила игры, с тем, чтобы максимально удовлетворить запросы страхователей в предоставляемой страховой защите.
В связи с этим, основные партнеры ВСС, с которыми заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве - это Министерство финансов РФ, Федеральная служба по страховому надзору (ФССН), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ), Федеральное агентство по туризму. Партнеры, участвующие в работе межведомственных Рабочих групп с которыми ведется диалог по конкретным вопросам, - это Минфин России, Центробанк, Ростуризм и Росстат. Организованы совместные проекты и мероприятия с Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков Россия, Гильдией актуариев, Ассоциацией менеджеров России.
Учитывая незавершенный характер административной реформы и ее спорные моменты, сохраняет актуальность и остроту задача оптимизации функций, выполняемых государством в страховой сфере. Последнее предполагает передачу избыточных функций профессиональным объединениям и СРО страховщиков, а также совместную реализацию ряда других функций, что позволит органам государственной власти сконцентрировать усилия на решении ключевых проблем и своевременном решении наиболее сложных задач, а страховому сообществу внести больший вклад в решение общеотраслевых и институциональных проблем.
Об этом говорилось и два, и четыре года назад, но сегодня приходится повторяться.
Результаты деятельности страховых компаний в очень значительной степени зависят от правовой среды, инвестиционного климата, от того, какие устанавливаются правила и как контролируется исполнение законов, как они «администрируются». Органы государственной власти многое могут сделать для расширения страхового поля, а могут и не сделать, принимая порою непродуманные или неподготовленные решения во вред делу.
За последние годы удалось принять целый ряд законодательных актов и документов, которые устанавливали рамки и задавали направления для дальнейшего развития страхового дела в России. Практически завершился процесс специализации страховых компаний, повысились стандарты регулирования и надзора, усилены требования к прозрачности и финансовой стабильности, предприняты шаги по развитию инфраструктуры страхового рынка – принят закон по ОВС, уточняется статус актуариев, разработан порядок сертификации агентов, подготовлены предложения по реформированию системы подготовки страховых кадров.
И все же наша самая главная нерешенная проблема за истекший отчетный период – это откладываемое принятие ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Казалось бы, очевидная необходимость принятия данного закона ни у кого не вызывает сомнений, и у Правительства в том числе, но его второе чтение переносилось многократно. А за это время опасные объекты не стали менее опасными, аварий меньше не стало, а пострадавшим и родственникам погибших выплачивается, в подавляющем большинстве случаев, мизерное возмещение (если вообще) выплачивается) - от «социально ответственных владельцев», как они сами себя называют.
Мы впервые столкнулись с организованным противодействием крупных промышленных групп процессу прохождения проекта закона на всех этапах и их лоббирование этого на самом высоком уровне. НССО же, то профобъединение, которое мы создали по аналогу и подобию РСА, не было в достаточной степени убедительно ни в вопросе популяризации закона, ни в вопросе обоснования тарифов, и их представлении общественности, а это главное препятствие на пути принятия закона, по мнению РСПП и ТПП.
Конечно, большую часть промышленников и предпринимателей вполне устраивает страхование своей ответственности в рамках федеральных законов «О промышленной безопасности» и «О безопасности гидротехнических сооружений». Но вряд ли это устраивает граждан.
В этой связи представляется целесообразным в самое ближайшее время внести в них изменения в части установления минимальных страховых сумм за вред жизни и здоровью в размере не менее 2 млн. рублей каждому пострадавшему, как это было сделано в Воздушном кодексе. Полагаю, что у Правительства не должно быть причин не поддержать эту инициативу. С соответствующим пересмотром тарифов, конечно. Думается, что не было бы нужды вводить законодательно обязательное страхование ответственности за вред третьим лицам, если бы суды, при рассмотрении дел о возмещении вреда, исходили бы из того, что 2 млн.рублей – это минимальное возмещение за жизнь и здоровье , а ущерб за утраченное имущество возмещался бы полностью. Государство определило своим приоритетом приоритет личности, и в этом случае он тоже должен подтверждаться - материально, на основании судебного решения. Но этого не происходит.
Развивая тему ответственности за аварии на опасных объектах, хочу сказать несколько слов об экологическом страховании. Это не предмет закона, о котором я говорил выше, но тема экологической безопасности более чем актуальна. 30 декабря 2007г. прошло заседание Совета безопасности с участием Президента РФ Путина В.В., посвященное вопросам экологической безопасности. Проблема признана весьма и весьма серьезной, в том числе и вследствие огромного экологического ущерба от аварий на промышленных предприятиях. Предложен целый комплекс мер по повышению экологической безопасности – административных, правовых, технологических, некоторых других, но механизм возмещения затрат на восстановление экологии не определен – а штрафами его не покрыть. Есть единственный реальный путь – страхование экологических рисков.
Считаю, что страховое сообщество должно представить этот механизм в виде отдельного закона.
Говоря о страховании гражданской ответственности, нельзя не сказать о развитии ОСАГО. В конце прошлого года были приняты самые серьезные по своим последствиям для страхового рынка изменения в закон об ОСАГО за весь период его действия (через 2 месяца - 25 апреля - закону исполнится 6 лет).
С моей точки зрения, эти изменения столь же кардинальны, сколь и преждевременны. Тем более, что текущий год критичен для пересмотра действующих тарифов. Страховщикам придется доказывать необходимость их коррекции Минфину, ФССН, Правительству, Госдуме, общественности. Это будет сложнее, чем 6 лет назад. Тогда объективно не было статистических данных, мы только начинали работать. А сегодня той статистики, которую собирает РСА, может оказаться недостаточно для убедительного и аргументированного обоснования пересмотра тарифов.
Потому призываю автостраховщиков более серьезно отнестись к проблеме обоснования необходимости корректировки тарифов. Знание предмета «страхование» появилось не только у страховщиков. В январе этого года «Известия» опубликовали исследование по изучению финансовой грамотности населения «О каких финуслугах знает население?» Первое место занимает денежный перевод – 67,1%, второе (!) - полис обязательного страхования – 61,8%, обмен валюты – 57,6% и т.д.
Таблица 4. О каких финуслугах знает население? (% от числа опрошенных)
Денежный перевод |
67.1% |
Полис обязательного страхования |
61.8% |
Срочный вклад |
45% |
Полис добровольного страхования |
39.5% |
Кредитная карта |
36.2% |
Ипотечный кредит |
28.8% |
Покупка и продажа пая инвестфонда |
12.9%. |
Источники информации о финансовых услугах: |
|
Советы друзей |
28,3% |
Консультации со специалистами |
13,2% |
СМИ |
6%. |
|
Источник: «Известия»
Еще одно замечание. Во всем мире страховщики ОСАГО – серьезный субъект системы повышения безопасности дорожного движения, и 6 лет назад мы, убеждая депутатов, говорили, что в России будет точно так же. К сожалению, у нас нет даже основы - сколько-нибудь полной статистики ДТП и их последствий, равно как и информационной системы, я уже не говорю о влиянии на эту самую безопасность дорожного движения. А это мог бы быть неплохой аргумент при обсуждении тарифной политики. Хотя нельзя сказать, что РСА ничего не делает, но этого явно недостаточно.
Без сомнений, страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам будет развиваться высокими темпами и в условиях сокращения перечня законодательно установленных лицензированных видов деятельности. Процесс этот, что называется, уже пошел законодательным путем.
Наиболее ощутимых, в плане сбора премий, результатов следует ожидать в сфере строительства, весь цикл которого, от проекта до завершенного объекта, должно сопровождать страхование. Объемы строительства растут с каждым годом. При этом число различного рода аварий и катастроф из-за несовершенства технологий, низкого качества инженерных изысканий, проектирования, несоответствия проектных решений условиям эксплуатации и обеспечения их безопасности, конструктивного несовершенства строительных деталей и конструкций, технических устройств и оборудования не уменьшается. И страхование, как механизм рыночной экономики, который эффективно сглаживает возможные негативные последствия, приобретает здесь особую актуальность. Это задача уже сегодняшнего дня, решать которую требуется безотлагательно, в том числе и в рамках национального проекта «Доступное жилье».
Попутно, в целях развития страхования ответственности следует, конечно же, дать законодательную возможность страхователям включать страховые премии в состав расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
С учетом увеличения количества перевозок и числа пассажиров, осуществляемых пассажирским транспортом, все более актуальным становится введение обязательного страхования ответственности перевозчиков. Воздушный кодекс поднял планку ответственности за жизнь и здоровье авиационного пассажира до 2 млн. рублей, а жизнь пассажира на железнодорожном транспорте «стоит» 12 тыс. рублей. Это не кажется смешным, это по сумме и по форме есть издевательство. Сколько лет говорим о необходимости отмены этого нестареющего и незаменимого указа, но воз и ныне там. Знаем, что Минтранс готовит соответствующий проект федерального закона, участвуем в этой работе и готовы приложить максимум усилий по продвижению законопроекта.
На протяжении последних 4-5 лет мы говорим о необходимости реформирования законодательства о медицинском страховании. Нынешнюю систему ОМС сегодня трудно назвать эффективной. Необходимость внесения кардинальных изменений в законодательную базу, регулирующую ОМС, давным-давно назрела, и откладывание сроков реформирования системы медицинского страхования будет только осложнять эту задачу. Понятно, что это очень чувствительная социальная сфера, затрагивающая интересы всего населения страны, и государство очень осторожно и взвешенно подходит к решению этого вопроса, помня и проблемы и реакцию общества на 122-й закон. Но страховщики давно готовы к этой работе, имеют опыт и ресурсы, понимают роль и место страховой организации в системе ОМС, как организации, прежде всего защищающей интересы пациента и контролирующей эффективность использования финансовых ресурсов.
Конечно, в социальной сфере инициатива за государством, но в планах законопроектной деятельности Правительства вопросы реформирования системы ОМС появляются и переносятся.
Следует заметить, что невключение страховщиков в реализацию программы дополнительного лекарственного обеспечения привело к неэффективному использованию бюджетных средств с последующими действиями правоохранительных структур.
В то же время, в последние годы получила значительное развитие, прежде всего за счет корпоративного сектора, система добровольного медицинского страхования. Этот вид страхования построен на реальных страховых принципах и позволяет достичь полной прозрачности в использовании средств, обеспечивая при этом более высокое, чем при обязательном медицинском страховании, качество услуг. Однако на пути дальнейшего роста этого вида страхования стоит законодательная несогласованность с обязательным медицинским страхованием. Фактически за застрахованного по добровольному медицинскому страхованию по определенному набору услуг оплата происходит дважды, как по добровольному, так и по обязательному страхованию.
Вне всяких сомнений, введение страхования профессиональной ответственности врачей, в контексте реформирования системы ОМС представляется также совершенно необходимым и давно назревшим. Леденящие душу примеры врачебных ошибок, длительные судебные разбирательства, журналистские расследования будоражат общественное мнение. Минздрав глух.
Продолжая разговор о социальном страховании, следует сказать, что пора внимательно изучить возможность участия страховщиков в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и сформировать соответствующее законодательное предложение Правительству Российской Федерации. Абсолютно уверен в том, что деятельность страховщиков в этой сфере будет гораздо более эффективной и для работодателей и для государства.
Кстати, наши коллеги из Республики Казахстан уже три года работают в этой сфере в соответствии с принятым законом "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей".
Нам удалось в прошедшем году принять изменения в Налоговый Кодекс РФ в части стимулирования развития страхования жизни, прежде всего корпоративного, а также добровольного медицинского страхования. Это шаг вперед, но совсем небольшой. Министерство финансов, Правительство, декларируют необходимость стимулирования долгосрочного страхования жизни (в частности в Концепции развития страхования в РФ), но реальных шагов не предпринимают.
Надо сказать, что в Стратегии развития страховой отрасли в Российской Федерации на 2008-2012 годы, которую Правительство планирует рассмотреть в конце февраля 2008 года, страхование жизни, как таковое, упомянуто вскользь. Это тем более странно, что во всех развитых странах половина сборов - сборы по страхованию жизни. Это тот инвестиционный ресурс, который является фундаментом развития экономики.
Полагаю, что это тема для наших консультаций с Минфином и ФССН. Думаю, что все уже забыли о том, что этот вид страхования когда-то назывался схемным. Сегодня благодаря усилиям регулятора, надзора, страхового сообщества страхование жизни стало реально классическим, и, стало быть, препятствий со стороны государства по его стимулированию быть не должно.
У нас сегодня есть все основания предложить государству закрепить участие страховщиков в законодательстве о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений наравне с НПФ. Преимущества страховщиков здесь очевидны. Соответствующие поправки уже подготовлены нашими коллегами и находятся на изучении в Государственной Думе.
Нам следует продолжить работу по дальнейшему совершенствованию законодательных основ в области сельскохозяйственного страхования, в том числе страхования с государственной поддержкой. С учётом климатических условий нашей страны господдержка сельхозпроизводителей - вещь необходимая, но эффективность этой поддержки в нынешних условиях весьма сомнительна, как и состав участников этой системы. И пресловутые схемы здесь ещё местами сохранились. В этой связи мы поддерживаем усилия недавно созданного Национального союза агростраховщиков (НСА), направленные на формирование классических подходов к этому виду страхования.
В последнее время много нареканий у страховщиков вызывает организация и проведение торгов на размещение заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в сфере страхования. На практике это означает, что конкурсы на государственные заказы в области страхования, по сути, превратились в конкурсы тарифов, что приводит к их необоснованному снижению ниже минимально допустимых, обеспечивает победу в ряде конкурсов страховым компаниям, не обладающим необходимым опытом работы, кадровым и материально-техническим потенциалом. Все это ставит под угрозу сам факт выполнения государственных контрактов, подписанных по итогам таких конкурсов. Принимая это во внимание, представляется целесообразным разработать изменения в законодательные и нормативные документы в области проведения конкурсов на государственные закупки, учитывающие специфику страхования и устанавливающие дополнительные требования к страховщикам - участникам конкурса.
Таким образом, приоритеты в законопроектной работе у ВСС следующие:
-
Проект ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
-
Реформирование законодательства о медицинском страховании.
-
Разработка законодательного акта в области сельскохозяйственного страхования.
-
Разработка законодательного акта о страховании ядерных рисков.
-
Разработка законодательных актов в области страховой защиты прав и интересов граждан при осуществлении строительства и комплексного ипотечного страхования.
-
Проект ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика».
-
Законодательное закрепление участия страховых компаний в системе накопительного пенсионного страхования.
-
Внесение изменений в проект ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
-
Принятие закона об актуарной деятельности.
-
Дополнения в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», касающиеся саморегулирования в страховой области.
-
Разработка законодательных и нормативных актов для защиты национального рынка при вступлении в ВТО, в части, касающейся регулирования деятельности филиалов иностранных страховых компаний в РФ и регулирования допуска иностранных страховщиков к страхованию жизни и обязательным видам страхования.
-
Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс в части предоставления льгот страхователям по страхованию жизни и льгот по добровольному медицинскому страхованию.
-
Внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ в части ужесточения наказаний за угон автомашины и в части изменения объективной стороны состава преступления, включающей в себя подготовку к хищению, и ужесточения наказания за страховое мошенничество.
В рамках одного выступления невозможно отразить все перспективные направления деятельности Союза, но нельзя обойти вниманием событие, о котором я уже упоминал ранее - планируемое рассмотрение на заседании Правительства РФ Проекта Стратегии развития страховой отрасли в РФ на 2008-2012 годы.
Это действительно событие для страхового рынка. Будет утверждён документ, определяющий направления развития рынка на среднесрочный период.
Страховое сообщество участвовало в подготовке этого документа, не все наши предложения были приняты, к сожалению, но все они были рассмотрены. Конечно, нам хотелось бы побольше преференций, побольше конкретики и определенности, но нам понятны и формат, и логика подготовки таких документов. Полагаю, что мы сможем оставить за собой право перевыполнить плановые показатели Стратегии, и надеюсь на поддержку Минфина и ФССН в этом нашем устремлении.
Два года назад мы с Вами уже обсуждали возможность преобразования нашего Союза в СРО. Этого не произошло, рамочный ФЗ "О саморегулируемых организациях" был принят только в конце 2007 года. На нынешнем этапе необходимы изменения в ФЗ "Об организации страхового дела в РФ", что нам и предстоит сделать в обозримом будущем. Но без излишней поспешности, чётко представляя себе, что форма СРО прежде всего предполагает более высокую степень ответственности страховщиков перед государством и страхователями.
Существует ещё одна опасность, о которой говорят страховщики - это опасение заключается в том, что СРО страховщиков может трансформироваться, по форме и содержанию, из общественной, основанной на демократических принципах организации в бюрократическую структуру с когортой чиновников, осуществляющих управление, контроль и надзор за страховщиками.
Думаю, что этого мы должны избежать уже на этапе подготовки соответствующих изменений и в закон "Об организации страхового дела в РФ", и в Устав СРО. Обсуждение проекта изменений должно проводиться в рамках всего страхового сообщества.
Надо признать, что не все члены нашего Союза горячие сторонники преобразования ВСС в саморегулируемую организацию, но сегодня это уже веление времени и вектор движения, обозначенный и экономикой, и государством.
В заключение, хотел бы затронуть ещё один важный вопрос. Мы бесконечно долго обсуждаем тему популяризации страхования, причём его позитивной составляющей. Необходимость этой работы никем не оспаривается, более того уже многие страховые компании выпускают свои газеты, журналы, ведут познавательные рубрики на радио, а некоторые планируют и тематические телепередачи. Это, безусловно, нужно и важно, но мы понимаем, что здесь наряду с познавательным уклоном в значительной степени присутствует рекламный, и он доминирует.
Есть и специализированные издания о страховании, и мы благодарны им за их работу. Но ВСС, пожалуй, одно из очень немногих общественных объединений на финансовом рынке, которое не имеет своего периодического издания. Думаю, что новому составу Президиума ВСС следует глубже изучить этот вопрос.
Международная деятельность ВСС включает сотрудничество с Европейским комитетом по страхованию (Committee Europeen des Assurance, CEA) и Международной ассоциацией страховых надзоров (International Association of Insurance Supervisors, IAIS), в состав которых входит ВСС, а также поддержание регулярных контактов и проведение двусторонних встреч с Общеотраслевым союзом немецких страховщиков (Gesamtverband der Deutschen Versicherer, GDV), Французской Федерацией страховых обществ (Federation Francaise des Societes d’Assurances, FFSA), Ассоциацией британских страховщиков (Association of British insurers, ABI), Страховым Союзом Австрии (Versicherungs Verband Osterreich, VVO). Мы обсуждаем планы сотрудничества с Международным страховым обществом (International Insurance Society, Inc) – глобальным форумом, организующим встречи топ-менеджеров ведущих страховых корпораций и страховых союзов.
ВСС приступает к реализации очередного проекта вместе с Европейской комиссией, включающего консультационные услуги страховым компаниям – членам ВСС и содействие развитию страхового дела в России. 2007-2010 гг. Проект поддерживается Европейским Союзом и осуществляется в партнерстве с Минфином и ФССН. Он предусматривает стажировки страховщиков (из числа входящих в ВСС компаний) в крупнейших европейских страховых компаниях.
Хочу поблагодарить всех за совместную работу в течение этих двух лет. Наш страховой рынок на устойчивой траектории роста. Слова особой благодарности сотрудникам и руководству Минфина, департамента финансовой политики, Федеральной службы страхового надзора за понимание наших проблем и тот конструктивный диалог, который у нас сложился.